30-11-2018 23:51

Рамки Монтессори: особенности, характеристики

Мария Монтессори – это итальянский педагог и врач, которая предложила использовать для воспитания детей множество сенсорных игр на развитие органов чувств. Дидактические занятия по ее методике проводились в специально организованных помещениях для детей дошкольного возраста. Группы набирались разновозрастные, чтобы старшие дети могли помогать малышам выполнять задания. Главная ставка делалась на самостоятельность ребенка в поиске правильного решения.

Дети должны были находить ответы и работать с материалом путем проб и ошибок, без подсказок взрослого. Руководство разрешено опосредованное, можно с малышами совместно обсудить проблему. Игры детям не навязывались, а располагались в комнате на полках, а дети самостоятельно выбирали те, что им пришлись по душе.

Основной принцип методики Марии Монтессори сводился к полной свободе ребенка и автодидактизме, то есть малыш сам себя учил, развитие шло своим путем, без принуждения и навязывания своего мнения взрослыми и педагогами. Приобретение знаний было не приоритетным, главным считалось развитие моторики рук и пальцев, активность ребенка, умение концентрироваться и желание помогать товарищам.

Манерность – это что такое? Давайте разбиратьсяВам будет интересно:Манерность – это что такое? Давайте разбираться

Начиная с первой половины 20 века, у данной методики было как множество поклонников, так и противников, которые полностью отвергали теорию обучения итальянского педагога. Однако интересные и яркие игры прижились во всем мире и до сих пор радуют ребят, хотя во многих странах они используются под руководством взрослых.

В статье рассмотрим материал, который придумала Мария Монтессори, - рамки, вкладыши, дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание дошкольников. Поясним их развивающее значение для детей, как можно играть с такими игрушками. Расскажем, как можно самостоятельно сделать данный материал в домашних условиях.

Коробка с фигурами

Рассмотрим одну из популярных рамок Монтессори, сделанную в форме коробочки. В комплекте содержится несколько геометрических фигур разного цвета, а в крышке ящичка для их хранения есть отверстия, соответствующие форме и размеру деталей. Ребенок должен правильно подобрать фигуру к отверстию, чтобы она свободно прошла и упала в емкость. Если малыш не понял задания и будет засовывать деталь не в то отверстие, то у него ничего не получится. По отзывам, методом проб и ошибок ребенок справится с заданием самостоятельно.

геометрия в рамке Монтессори

Такие рамки Монтессори выпускают в продажу с различными фигурами, причем не обязательно с коробкой. Это может быть плоская фанера, в которой лобзиком проделаны углубления. Такую игру можно вполне сделать самостоятельно из плотного картона, прорезав фигуры канцелярским ножом. Для яркости каждую деталь окрасьте в разные цвета. Во время работы ребенок не только запомнит название геометрических фигур, но и выучит цвета. Эту игру можно использовать в рисовании, ведь плотные детали являются отличными шаблонами.

Игра «Одень фигуры на стержни»

Геометрия в рамках Монтессори встречается довольно часто. Рассмотрим еще одну дидактическую игру, которую любят малыши. Комплект состоит из треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов 4 разных цветов. В данных деталях есть отверстия, причем в каждой фигуре разное количество. Ребенок должен правильно надеть фигуры на стержень, подсчитав стержни или количество отверстий.

Упражнения для развития мышления: виды, эффективные методы, советы психологовВам будет интересно:Упражнения для развития мышления: виды, эффективные методы, советы психологов

рамки-вкладыши - игра для детей

Можно разнообразить игру, придумывая разные задания. Например, выложить сначала все желтые детали, потом красные, далее зеленые, и в конце – синие. По отзывам педагогов, часто дети используют материал игры для конструирования, выкладывая на столе разные картинки. В такой игре развиваются не только умственные способности малыша, но и творческие задатки.

Игра «Выставь по порядку»

Следующая рамка Монтессори также состоит из разных геометрических фигур, однако они выложены в порядке убывания величины. Все фигуры окрашены в один цвет, так как основное внимание ребенка должно уделяться распознаванию размера детали. Чтобы понять правильность выполнения задания, малыш должен разложить их перед собой и сравнивать попарно.

фигуры в порядке увеличения

Для удобства в игре сделаны небольшие «ручки» на каждой детали, чтобы малыш спокойно вынимал и вставлял фигуру в отверстие. Также удобно такие формы использовать в качестве шаблонов во время рисования или аппликации.

Дополнительные задания

По мнению родителей, интересно придумывать задания, используя материал игры. Например:

  • выложите на столе в один ряд большой квадрат, маленький треугольник, средний по размеру круг и т.д.;
  • разложите фигуры по кучкам – сначала все большие, потом – меньшие по величине и т. д. до самых маленьких;
  • выполните задание: по центру положите самый маленький круг, справа – большой квадрат, слева – самый маленький треугольник, сверху – средний по величине кружок, а снизу – самый маленький квадрат и т. д.

Игра «Рамки-вкладыши» Монтессори

Следующий вид рамок в методике итальянского педагога состоит не просто из геометрических фигур. Каждая форма поделена на тонкие полоски и складывается из отдельных рамок, которые выкладываются в отверстия в порядке возрастания. Ребенку нужно не просто вставить фигуру в определенное отверстие, но сначала сложить ее на столе из нескольких элементов. Задание усложняется, поэтому такую игру можно давать детям, которые уже отлично справляются с предыдущими заданиями.

рамка из частей

Как и в остальных играх, каждую деталь можно использовать в качестве шаблонов для рисования. Интересно с элементами из рамок-вкладышей Монтессори конструировать, собирая на поверхности стола картинки.

Игра-сюрприз

Очень нравится малышам, по отзывам родителей, развивающая игра с сюрпризом. В деревянной рамке сделаны выемки, состоящие из двух отделений. Сверху вставлены половинки куриных яиц разной величины, за которыми прячутся цыплята. Чтобы ребенку было легче определиться с птенцом, его контуры напечатаны на дне отверстия.

рамка с сюрпризом

Это интересная игра, которая развивает глазомер, учит составлять целое из частей, сравнивать предметы по величине, развивается логическое мышление, память, внимательность.

Рамки с застежками Монтессори

Следующая игра кардинально отличается от всех описанных выше, так как сделана она из ткани и представляет собой две половинки, собранные на застежках.

рамки с застежками

Всего в наборе 12 рамок, каждая из которых имеет собственные застежки. Это «молния» и шнуровка, большие и маленькие кнопки и пуговицы, английские булавки и застежки на липучках, крючки и ремешки, завязки на бантиках и фастексы. Маленьким детям тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, часто одевание заканчивается слезами. Эта игра вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. Развивается мелкая моторика рук и пальцев, ловкость движений. Ребенку удобно выполнять работу, он хорошо видит ошибки и самостоятельно может их исправить.

Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, поэтому ребенок по ходу игры еще повторяет цвета и их оттенки. Малыш спокойно, без принуждения, запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.

Игры своими руками

Все дидактические игры и рамки Монтессори своими руками сделать несложно, достаточно выбрать материал и иметь элементарные инструменты для работы. Рамки можно сделать из фанеры, ДВП, дерева или плотного картона. Для работы с древесиной пригодится ручной или электрический лобзик, а вырезать отверстия из бумаги можно канцелярским ножом.

Рамки с различными застежками шьют из ткани на швейной машине или вручную. Необязательно делать все 12 рамок, достаточно выбрать самые распространенные в одежде детей застежки – пуговицы и липучки, «змейку» и кнопки. Для шнуровки можно приготовить форму стопы, вырезанную из ДВП или фанеры с отверстиями для веревки.

Зная принцип сенсорного воспитания в играх итальянского педагога, можно и дома с легкостью изготовить все пособия для развития умений своего ребенка.



Источник